Рекомендации по выбору профессии для детей с ограниченными возможностями здоровья
При завершении обучения очень часто возникает проблема в выборе профессии не только у обычных школьников, но и у ребят с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об оказании им помощи в выборе учебного заведения.
Представления о выбираемой профессии у подростков, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретёнными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом школьники с ограниченными возможностями здоровья отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как программист, юрист, врач и т. д. Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, слесарь и т. п.).
Осознанный выбор профессии возможен только в результате личностного самопознания, социальной направленности. Одна из трудностей приспособления выпускников коррекционных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни школьников с интеллектуальной недостаточностью является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации. Одной из причин социально трудовой дезадаптации является осложнённость интеллектуального дефекта различными нарушениями поведения, расстройствами влечений, несформированностью личностных качеств.
Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Таким образом, видно, что у таких учащихся недостаточно сформирована профессиональная направленность, на выбор будущей профессии нередко оказывают влияние зачастую случайные факторы.
Случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить её на опекунов и приёмных родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на эту тему. Однако часто замещающие родители и сами затрудняются ответить на вопросы, что интересует их детей и каковы их планы на будущее. Некоторые из них строят мифы относительно будущего своих подопечных детей, обсуждают с ними профессии, которые не доступны детям в связи с их особенностями. А часть родителей негативно относятся к учёбе ребёнка в «специальной школе» и практически машут на его будущее рукой: «Да что с него взять? Да кем он станет?» Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися коррекционной школы становится влияние родителей.
Замещающие родители, занимающиеся трудоустройством своих подопечных, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются. Самая главная ценность – это здоровье и благополучие ребёнка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребёнку, соответствуют его здоровью и способностям.
Опекунам и приёмным родителям необходимо обладать специальными компетенциями для оказания поддержки в принятии подопечными верного решения в выборе профессии:
- знание индивидуальных особенностей детей, наличие представлений о мире профессий для людей с ОВЗ, знание результатов трудового обучения и трудовой подготовки подростка, наличие значимых мотивов и потребностей, интерес к личностному профессиональному развитию своих детей;
- ориентация родителей на диалоговое, бесконфликтное общение с детьми;
- активная жизненная позиция в выборе профессии, интеграции в общество, планирование профессиональных и жизненных перспектив;
- умение анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в своем профессиональном становлении и выборе своего ребёнка.
При оказании помощи подростку в выборе профессии рекомендуем замещающим родителям руководствоваться следующими правилами:
- Проанализировать вместе с подростком три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать план по получению им профессии в действие:
- Первый фактор «Хочу» — помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый рабочий день.
- Второй фактор «Могу» — познакомить ребёнка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии, учесть состояние здоровья.
- Третий фактор «Надо» — обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность.
- Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора, подобрать несколько учебных заведений.
- Оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
- Помочь исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
- Продумать вместе с ребёнком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Список учебных заведений, осуществляющих подготовку по программам профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Хабаровский промышленно-экономический техникум
(КГБ ПОУ ХПЭТ)
Тел.:(4212) 54-43-59