Доступная среда
Создание специальных образовательных условий подразумевает создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с умственной отсталостью, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
Специальные условия для организации образовательного процесса создаются за счет:
— организационного обеспечения;
— обеспечения педагогическими кадрами;
— материально-техническими средствами;
— информационными ресурсами.
Для воспитанников учреждения организовано медицинское обслуживание, которое осуществляется двумя медицинскими сёстрами. Осуществляется шестиразовое питание детей по утвержденному в Роспотребнадзоре двухнедельному меню. Учреждение взаимодействует по различным направлениям с органами социальной защиты, медицинскими учреждениями, центральной психолого-медико-педагогической комиссией ЕАО, родителями ( законными представителями) обучающихся.
Учреждение ориентировано на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения. Для этого создаются следующие условия:
— атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, форм работы;
— программно-методическое обеспечение учебными материалами (фондом дополнительной литературы, детской художественной и научно- популярной, а также специальной литературы для педагогов;
— необходимое обеспечение комплексного психолого- педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения.
Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами, которые решают основные образовательные и воспитательные задачи. Педагоги имеют специальную подготовку и опыт работы с детьми данной категории. Кроме учителей-предметников в школе-интернате работают:
- Педагог-психолог
Цель работы: содействие коллективу школы в создании оптимальных условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью и сохранение психического здоровья всех участников образовательного процесса.
- Учителя-дефектологи
Цель работы: коррекция недостатков познавательного развития и формирование учебных навыков, необходимых для усвоения программного минимума с целью обеспечения ребёнку с умственной отсталостью максимально возможной для него самостоятельности в социальной жизни.
- Учитель-логопед
Цель работы: Создание условий для формирования навыков коммуникации и коррекции речевых нарушений у обучающихся с умственной отсталостью, до уровня, необходимого для их дальнейшей социализации.
- Социальный педагог
Цель работы: Профилактическая работа с детьми и подростками девиантного поведения, психолого-педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями; социальная работа с многодетными и социально-незащищенными семьями; социальная защита детей, находящихся под опекой; формирование правовой культуры среди учащихся; профилактика правонарушений, бродяжничества, беспризорности среди несовершеннолетних; формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни; результаты оценки собственной деятельности.
Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса включает в себя:
— соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с умственной отсталостью;
— требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно- тепловому режиму и т. д.;
— пожарной и электро- безопасности;
-санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей данной категории (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); -возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;
социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.)
Наше учреждение полностью соответствует выдвигаемым требованиям: соблюдены все нормы и требования Сан.Пин. в отношении содержания, обучения и питания воспитанников. В исправности и работают все коммуникации. Школа-интернат соответствует нормам противопожарной, электробезопасности. Имеет 4 категорию антитеррористической защищенности. По программе «Доступная среда» оборудованы пандусы, санитарные узлы для инвалидов, дополнительные перила на лестничных клетках.
Информационное обеспечение включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью. Компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения с применением информационно- коммуникационных технологий (ИКТ).
В учреждении оборудован компьютерный класс, имеется мультимедийная доска. В 12 классах есть интерактивные доски. Имеется свободный доступ в сеть Интернет для педагогических работников. В работе педагоги используют мультимедийные презентации, видео-и аудио-материалы, различные компьютерные программы.
Обучение ведется по разработанной и утвержденной адаптированной образовательной программе.